Разговоры о сотовой связи – непременная составляющая светской беседы
наряду с обсуждением футбола, погоды, дел друзей и домочадцев. Ругать
МТС, "БиЛайн" или "Мегафон" за то, что связь прерывается, до дачи не
дозвониться, а GPRS-Интернет работает слишком медленно, стало едва ли
не правилом хорошего тона. В структурах, занимающихся контролем за
качеством мобильной связи, считают, что за последнее время оно
улучшилось. Однако претензий к операторам у абонентов по-прежнему
множество. По мнению некоторых экспертов, компании связи сейчас больше
заботятся о привлечении абонентов и маркетинге, чем об улучшении работы
сетей. История падения Нельзя сказать, что вопрос
о качестве сотовой связи не возникал в первое десятилетие ее
существования. Однако еще десять лет назад невозможно было себе
представить, что эта проблема настолько обострится. До конца 1990-х
годов сотовые услуги были элитными, и на издержки, связанные с
развитием сотовых сетей, мало кто обращал внимание. Проблемы с
сотовой связью вышли сначала на московский, а затем на всероссийский
уровень летом 2000 года, когда операторы накопили "критическую массу" –
2,5 млн. абонентов. Две аварии в сети ОАО "Мобильные телесистемы"
(сначала без связи на несколько часов остались абоненты в центре
Москвы, а чуть позже – клиенты компании, оказавшиеся в роуминге) имели
огромный общественный резонанс. А авария на сети "БиЛайн GSM" в апреле
2002 года, когда в течение двух суток 2,35 млн. абонентов компании не
могли дозвониться друг другу, едва не привела к параличу
телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и спровоцировала скандал.
Абоненты грозили взыскать с оператора убытки, понесенные из-за
отсутствия связи. Правда, до этого тогда не дошло. Таких
масштабных локаутов в Москве с тех пор не было. Однако ежедневно
абоненты слышат: "Вы сможете продолжить свой разговор через несколько
секунд" или читают на дисплеях телефонов: "Услуга недоступна". В разгар
рабочего дня в центре Москвы такое может продолжаться по нескольку
минут кряду, что, разумеется, не улучшает имиджа операторов. Инструментальный контроль Тем
не менее российская администрация связи уверена: качество сотовой связи
в Москве за последнее время улучшилось, и связывает это со значительной
модернизацией инфраструктуры операторов. "По результатам проверок,–
говорит глава Россвязьнадзора Валерий Бугаенко,– операторами связи
московского региона проведена большая работа по развитию своих сетей
связи и расширению зоны радиопокрытия... За прошедший период на
территории Москвы и Московской области компании ввели в эксплуатацию
сотни базовых станций". Как рассказал Валерий Бугаенко,
операторы развивают свои сети и устанавливают базовые станции очень
интенсивно: "К сожалению, в погоне за количеством абонентов операторами
нарушаются действующие правила. Так, в ходе недавних дистанционных
проверок выявлены нарушения частотно-территориального плана базовых
станций, нарушение условий выданных разрешений на использование
радиочастот, эксплуатация новых базовых станций без разрешений..." Говоря
о качестве сотовой связи в московском регионе, в Россвязьнадзоре
подчеркивают: за восемь месяцев этого года служба провела 12
внеплановых проверок "по отдельным вопросам, связанным с жалобами и
обращениями граждан и юридических лиц" (названия операторов и характер
претензий не называются). Для сравнения: за такой же период прошлого
года Госсвязьнадзор провел по жалобам 16 выездных проверок. Впрочем,
в самом Россвязьнадзоре говорят, что термин "проверка качества связи"
не отражает содержания их деятельности. Служба проверяет выполнение
операторами связи лицензионных условий, обязательных требований в
области связи, а также состояние сетей сотовой подвижной
радиотелефонной связи. Один из наиболее известных критериев,
который может характеризовать качество связи: в час наибольшей нагрузки
число отказов не должно превышать 5%. Проверяет этот показатель
устройство, "заряженное" SIM-картами операторов, посылая несколько
тысяч контрольных вызовов на номера мобильных и городских телефонов.
Если автомат успешно прозванивается в 95% случаях при большом
количестве контрольных наборов, значит, сеть связи построена и работает
нормально и претензий по этому вопросу к компании у Россвязьнадзора
нет. "Конечно, измерения Россвязьнадзора во многом объективны и
необходимы,– говорит вице-президент компании "Корбина Телеком"
Александр Малис.– Но следует понимать, что это не универсальный метод.
Есть качество связи в целом и качество связи в тот момент, когда его
меряют. Допустим, по два часа в день телефон у вас работает прекрасно,
зато все остальное время барахлит. А замер проводился в то время и в
том районе, где с сетью как раз все в порядке". Несертифицированные операторы "Инструментальный
контроль" администрации связи может дать определенное представление о
работе сотовой сети. Но даже если все показатели в норме, абонента этим
не убедишь. Каждому кажется, что допустимые 5% недозвона приходятся
именно на его долю, а также на долю его родственников и друзей. Поэтому
негосударственные организации, контролирующие качество связи,
используют иные способы тестирования. Взгляды независимых
сертификаторов на качество сотовой связи в Москве расходятся с мнением
руководства надзорных органов. По их мнению, если качество связи в
Москве и не ухудшается, то до совершенства ему очень далеко. "На мой
взгляд, качество сотовой связи во многих случаях оставляет желать
лучшего,– говорит начальник отделения сертификации услуг связи и
информационных технологий НИИ экономики связи и информатики Интерэкомс
Раиса Блинова.– Операторы сейчас в основном озабочены маркетинговыми
инициативами и увеличением абонентских баз. Качество связи отходит на
второй план". "Интерэкомс" занимается добровольной
сертификацией услуг операторов связи с 1996 года, с момента регистрации
в Госстандарте своей системы сертификации. Процедуру сертификации в
"Интерэкомсе" прошли такие компании, как "Вымпелком", МТС, "Московская
сотовая связь", операторы фиксированной связи "Телмос", "Комстар",
"Совинтел", "Комбеллга" и многие другие. С 2001 года "Интерэкомс"
входит в Систему добровольной сертификации международной организации
АМККТ (Международный конгресс качества телекоммуникаций). В НИИ
не разглашают подробностей своей методики сертификации, ссылаясь на
коммерческую тайну. Однако известно, что принципиальным ее отличием от
проверок, проводимых Госсвязьнадзором, является обращение напрямую к
абонентам. "Мы проводим опросы пользователей услуг той или иной
компании,– говорит госпожа Блинова.– И при сертификации качества услуг
компании их мнение – один из наиболее важных факторов". Сертификат
действует в течение двух-трех лет. В течение срока действия сертификата
его надо подтверждать ежегодно путем проведения инспекционного
контроля. Представители НИИ отмечают, что в последнее время
операторы сотовой связи не спешат подтверждать соответствие качества
своих услуг установленным требованиям и получать сертификат: "На
сегодняшний день у компаний совсем другие приоритеты, хотя сертификат
во многих случаях производит положительное впечатление на абонентов и,
кроме того, улучшает имидж компаний на рынке услуг связи, повышает их
рейтинг в глазах инвесторов". Сами операторы, впрочем, считают,
что вполне могут обойтись без таких сертификатов. "В Интерэкомсе мы
проходили сертификацию нашей сети D-AMPS– говорит специалист по связям
с общественностью Вымпелкома Артем Минаев.– Но нам это ничего не дало.
Поэтому мы приняли решение не проходить данную сертификацию нашей
GSM-сети". Остановка на достигнутом С
представителями администрации связи в целом согласны и представители
общественных организаций, объединяющих абонентов. "Серьезные проблемы с
голосовой связью в Москве остались в прошлом,– говорит координатор
проекта Ячейки.ру (представительство региональной общественной
организации "Общество потребителей мобильной связи" в интернете (РОО
ОПМС) Андрей Тимошин.– В 2000-2002 годах, когда абонентские базы
компаний росли огромными темпами, сети не справлялись с наплывом
подписчиков, что и провоцировало масштабные локауты. Теперь же ситуация
с подключением новых абонентов стабилизировалась, и особых проблем со
связью мы не усматриваем". Выводы относительно московского и
региональных рынков представители РОО ОПМС делают на основе регулярно
проводимых тест-драйвов сотовой связи. Постоянные посетители сайта
"Ячейки.ру" (cells.ru) по собственному желанию тестируют качество
связи, звоня на мобильные и городские телефоны, пользуясь GPRS, отсылая
друг другу SMS. При этом абонентам предложено выставлять операторам
оценки за ту или иную услугу. Окончательная оценка и заключения
относительно качества сотовой связи той или иной компании делаются на
основании сводных данных, собранных с добровольных тестеров. По
словам господина Тимошина, колебания качества сотовой связи возможны
сейчас при вводе операторами новых агрессивных тарифов. В качестве
примера куратор "Ячеек" приводит ситуацию, сложившуюся после введения
московским "Мегафоном" тарифного плана Fix (по нему абонент платит за
связь не повременно – тарифицируется лишь сам факт звонка). По отзывам
посетителей "Ячеек", с появлением Fix дозвониться до абонентов
московского "Мегафона" стало сложнее – это можно объяснить резко
возросшим трафиком в сотовой сети и ростом нагрузки на нее. Некоторые
аналитики полагают, что, несмотря на многочисленные жалобы на работу
операторов, присылаемые на "Ячейки" и другие специализированные сайты,
выводы представителей РОО ОПМС вполне логичны. "Сейчас операторы
построили в Москве и большей части Подмосковья полноценные сети,–
говорит аналитик "Ренессанс-Капитала" Ольга Жилинская.– Будничные
нагрузки если и создают время от времени для абонентов проблемы, то
весьма незначительные. Тарифные войны также подходят к концу – падения
тарифов, из-за которого абоненты вдруг начали бы интенсивнее
подключаться или говорить дольше, чем обычно, не происходит. Пиковые
нагрузки на сети сейчас бывают только на Новый год или в случае
чрезвычайных ситуаций".
|