Для тех, кого интересует только качество предоставляемых услуг,
задача выбора оператора сводится к сравнению операторов по набору
критериев, которые мы рассмотрим ниже. Для тех, для кого важной
является задача минимизации затрат на мобильную связь, выбор оператора
и тарифного плана должен начинаться с выяснения предполагаемого
распределения потенциальных абонентов по операторам, поскольку
разговоры внутри одной сети существенно дешевле, чем звонки другому
оператору. Итак, каковы же критерии выбора оператора. Рассмотрим их в порядке важности. Покрытие.
Обычно представляется оператором в виде карты с изображением зон
покрытия. На этих картах часто приводят и перспективы покрытия данным
оператором. Этот показатель является решающим для людей предполагающих
частые перемещения по стране. Качество связи. Качество
связи у GSM-операторов практически одинаковое, проблемы с качеством
обычно случаются при перегрузках сети. В цифровых сетях связь либо
есть, либо нет, в отличие от аналоговых. Тарифы. В
принципе, конкуренция между операторами приводит к выравниванию тарифов
у разных операторов. Определённый демпинг в тарифах могут предложить
операторы в качестве «компенсации» за меньшее, чем у конкурентов,
покрытие или отсутствие какой-то услуги, имеющейся у конкурента.
Анализируя тарифы, нужно рассматривать как «индивидуальные», так и
«корпоративные» тарифы, так как последние могут существенно
оптимизировать затраты на мобильную связь. Для особо экономных
существенным при выборе оператора может быть предоставление бесплатных
секунд в начале разговора. Вообще, существуют два подхода к оплате услуг: - контрактный.
В этом случае абонент обязуется регулярно с периодичностью оплачивать
услуги оператора. Часть услуг оператор может предоставлять в кредит.
Кроме того, операторы, как правило, используют различные схемы
«поощрения» контрактных клиентов, например, предоставляя скидку на
покупку телефона. Как правило, контракт, хорош для пользователей,
которые используют большой объём услуг. К недостаткам можно отнести
неудобство оплаты, если только Вы не пользуетесь мобильным банкингом.
- предоплаченные услуги или припейд.
Реализуется в виде карточек пополнения счёта различного номинала. На
карточках под защитной полосой имеется код, который используется при
пополнении после покупки карточки. Не допускаются услуги в кредит, но
зато не обязательны регулярные периодические платежи, некоторые
операторы допускают перерыв до 90 дней. Припейд удобен для людей мало
пользующихся услугами мобильной связи. К преимуществам припейда можно
также отнести удобство оплаты, поскольку карточки продаются практически
повсеместно.
Услуги. Перечень услуг, предлагаемых
операторами, постоянно расширяется. К «стандартным» на сегодняшний день
услугам обычно относится роуминг, SMS, MMS, WAP, мобильный интернет,
GPRS, GSM-банкинг, голосовая почта, информационные услуги (см. справку
ПЭ). Остановимся более подробно на роуминге, поскольку он тесно связан
с покрытием. Роуминг (Roaming) - это возможность
пользования телефоном вне зоны обслуживания оператора, но в зоне
обслуживания другого оператора, с которыми есть роуминговое соглашение.
В GSM роуминг автоматический, если эта услуга подключена. Если в данном
месте есть несколько роуминг-операторов, то в зависимости от модели
телефона и его настроек выбирается или оператор с наиболее сильным
уровнем сигнала, или по списку предпочтения, или вручную. Роуминг –
услуга удобная, но как правило, дорогая, поскольку фактически Вы
платите и "своему" оператору и роуминг-оператору. Сервис. Под сервисом мы понимаем удобство оплаты услуг и работу call-центров, в которых Вы можете получить консультацию. Перспективы развития.
Нелишне об этом спросить при подключении. Говоря о перспективах обычно
имеют ввиду развитие покрытия, внедрение новых услуг. Как правило,
оператору, думающему о завтрашнем дне, всегда есть, что рассказать о
перспективах, тем более, что многие инновации перед введением в
эксплуатацию некоторое время проверяются в тестовом режиме. Иногда эта
информация бывает очень существенной и, по крайней мере, может повлиять
на выбор телефона, например, при внедрении оператором новых услуг,
таких какими были SMS, WAP, GPRS и др. Также надо учитывать то, что
оборудование для мобильной связи является дорогостоящим, в нашей стране
просто не разрабатывается, а импортируется, в т.ч. и бывшее в
использовании, поэтому при оценке перспектив должен быть определённый
скепсис.
|